• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Дацкевич В.: "Золотопромышленники", пережившие время (Д. Н. Мамин-Сибиряк и театр)

    "Золотопромышленники", пережившие время

    (Д. Н. Мамин-Сибиряк и театр)

    Для людей, которые знакомы с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, не будет неожиданным утверждение, что писатель любил театр и был заядлым театралом. Когда же произошла первая встреча Мамина с театром?

    Осенью 1868 года Дмитрий Мамин поступает в 1-й класс Пермской духовной семинарии, а в июне 1872 года, по окончании 4-го класса, уходит из нее. Именно в этот губернский период молодой семинарист посещал театр, хотя постановлением правления Пермской духовной семинарии ее ученикам было запрещено это делать.

    каменное. В 1868 году в Перми было создано отделение Русского музыкального общества. Оно объединяло музыкантов и вокалистов любительских кружков, которые устраивали благотворительные вечера и концерты. Общество быстро росло и стало осуществлять постановки отрывков из различных опер. Семинарист Митя Мамин стал свидетелем становления театральной жизни города, видел и понимал, что театр в дореволюционной Перми был своеобразным фокусом общественной жизни. Так как события, связанные с ним, волновали горожан не меньше, чем вопросы благоустройства, образования и здравоохранения.

    Скорее всего, Дмитрий присутствовал на первом представлении оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), которое состоялось 24 ноября 1870 года. Эта дата считается датой основания Пермского государственного академического театра оперы и балета. Возможно, Мамин бывал и на других спектаклях. В то время у труппы был разнообразный репертуар: драмы, комедии, трагедии, водевили. Значительное место в нем занимали оперные спектакли: "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского, "Соммнамбула" В. Беллини, "Семирамида" Д. Россини, "Роберт-Дьявол" Д. Мейербера.

    В сентябре 1872 года Дмитрий Мамин был принят на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. Студентом он часто бывал в столичных театрах, совсем неплохо разбирался в их репутациях, был снисходителен к слабостям великих актеров и актрис, а некоторых просто не признавал, повторяя модные мнения, гулявшие по Петербургу. В ту пору он писал: "В Александринском театре мне приходится бывать очень редко, потому что там Марья Гавриловна (знаменитая Савина. – Авт.), которую я, грешный человек, и не люблю и не понимаю как артистку… Там как-то холодно и неуютно, и веет чем-то казенно-мертвым – особенно, если сравнить с московским Малым театром. Но что дело Савиной до публики, до общественного мнения, до рецензий, когда весь Александринский театр представляет собой только раковину для этой жемчужины?"

    Переломным в судьбе Д. Н. Мамина-Сибиряка стал 1877 год. Так сложилось, что по разным обстоятельствам, главным из которых была обострившаяся болезнь, этот год подвел черту, отделившую пору студенчества от последующего периода жизни писателя.

    Летом того же года в Нижней Салде Дмитрий познакомился с Марией Якимовной Алексеевой (1847-1921), ставшей через несколько месяцев его гражданской женой. Возле Д. Н. Мамина-Сибиряка и М. Я. Алексеевой, перебравшихся в 1878 году в Екатеринбург, образовался круг близких друзей – так называемый "маминский кружок". В него входили писатель Н. В. Казанцев, юристы И. Н. Климшин, М. К. Кетов, Н. Ф. Магницкий, податный инспектор А. А. Фолькман, земский служащий Д. А. Удинцев, ставший позже мужем Елизаветы, младшей сестры писателя. Помимо политических, научных или литературных разговоров, там звучала музыка, обсуждались театральные постановки. Говорили о хорошем спектакле труппы Петра Петровича Медведева, об игре известного трагика Митрофана Трофимовича Иванова-Козельского, который в мочаловских традициях исполнил ряд классических ролей и тем поправил финансовые дела театра.

    "бабушкой уральского театра" Евдокией Алексеевной Ивановой (1810-е-1904).

    Бывшая крепостная актриса, игравшая на сцене с 1843 года и в опере, и в водевилях, и в драме, была представительницей той театральной старины, о которой современники Дмитрия Наркисовича имели весьма смутное представление. Писатель внимательно слушал рассказы Евдокии Алексеевны о внутренней жизни театра в 1840-1850-е годы и о том, что происходило вокруг него.

    Как предполагал автор книги о старейшей актрисе Ю. М. Курочкин, знакомство Д. Н. Мамина-Сибиряка с Е. А. Ивановой могло произойти в 1884 или в 1885 году. Скорее всего, на каком-нибудь мероприятии драматического отделения Екатеринбургского музыкального кружка. В 1885 году в журнале "Русская мысль" появился очерк "Поправка доктора Осокина", а 1889 году, там же, повесть "Доброе старое время". Прототипом героинь в том и в другом случаях была Е. А. Иванова, печальный конец которой автор предугадал в своих произведениях.

    В Екатеринбурге Мамин посещал театр. Но… Труппы подбирались не всегда удачно. Чаще оставалось невыгодное впечатление от репертуара и актерской игры.

    Самому написать для театра – стало заветной мечтой писателя. К сочинению своей первой пьесы "Золотопромышленники" ("На золотом дне") Д. Н. Мамин-Сибиряк приступил уже зрелым художником. "Одиннадцатая заповедь" – так сначала он хотел назвать ее. Дмитрий Наркисович работал над пьесой целых пять лет – с 1882 по 1887 годы. Начинающий драматург приложил тогда много усилий к тому, чтобы увидеть свое произведение в печати и на сцене. Он обращался к редактору "Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу, вел переписку с редактировавшим тогда "Русскую мысль" В. А. Гольцевым. Но и там радушия не встретил. Мамин обозлился, в письме Гольцеву он с большой досадой говорит о трудностях сотрудничества с редакцией: "…силой милому не быть".

    Только в октябре 1877 года "Золотопромышленники" были опубликованы в журнале "Наблюдатель" А. Пятковского. В Свердловском областном краеведческом музее имеется оттиск из этого журнала, переплетенный в синий атлас. На первом листе автограф Д. Н. Мамина-Сибиряка: "Моему лучшему другу Марии Якимовне, советами и указаниями которой я пользовался, когда писал пьесу. Автор. 30.11.1887 года". Пьеса эта также была напечатана литографией Московской театральной библиотеки Е. Россохиной. В это произведение начинающий драматург вложил постоянную свою мысль: золото – это падение, гибель, разложение.

    10 ноября 1887 года "Золотопромышленники" были поставлены в Екатеринбурге. На театральной афише пьеса имела подзаголовок: "Бытовая хроника". Это послужило причиной повышенного интереса местной публики к спектаклю. Не списал ли автор свою хронику с натуры? Дмитрий Наркисович не хотел идти на премьеру и сделал это только по настоянию Марии Якимовны.

    После постановки этой пьесы в Екатеринбургском городском театре местная газета писала: "В бенефис Великанова шла пьеса "Золотопромышленники", сочинение нашего известного беллетриста Д. Н. Мамина (Сибиряка). Театр был переполнен; публика много раз вызывала автора и награждала аплодисментами. Отчет об этой пьесе, названной бытовой хроникой, мы дадим в следующем номере "Екатеринбургской недели" ("Екатеринбургская неделя". 1887. № 45). А дома его ожидал праздничный стол. Были – сестра Лиза, Магницкий, Великанов, артисты, приглашенные в благодарность за успех. В своем письме брату Владимиру, написанному через день после премьеры, Дмитрий Наркисович сообщает, что "труппа у нас плохонькая, и дело сошло плохонько, но не без некоторого успеха… Но из театра я возвращался домой в грустном настроении: мне самому не понравилась пьеса. Прихожу домой и нахожу телеграмму И. А. Пономарева из Москвы: "Корш в восторге… Предлагает 2 % с акта и требует исключительного права предоставления только для Москвы до 1 мая 1890 г. Одним словом, это такой успех, о каком я и не мечтал. Я немедленно телеграммой изъявил свое полное согласие на все условия, и 4 декабря пьеса пойдет в театре Корша. Ты сходи посмотреть спектакль и вышли мне афишку". "Екатеринбургская неделя" через несколько дней после первого спектакля дала на него рецензию – сдержанную, но во многом справедливую. "Опытность и практичность режиссера труппы здешнего театра г-на Великанова выразилась в выборе пьесы… В своей бытовой хронике "Золотопромышленники" Д. Н. Мамин выводит несколько довольно рельефно обрисованных характеров, впрочем, более сильной и сочной кистью написанных им гораздо прежде, в его прекрасных повестях и рассказах… Несмотря на несомненное достоинство отдельных сцен, нужно заметить, что в пьесе Д. Н. Мамина нет связи: каждое действие стоит особняком, одно событие не вытекает из другого, и потому цельного впечатления пьеса не даёт. Многие лица являются на сцену без всякого повода и основания и выходят бледны и безжизненны… Автор сам, вероятно, чувствуя отсутствие связи и законченности в пьесе, не дал ей точно определенного названия драмы или комедии". Актерская игра оценивалась резче – "не более как сносная".

    В Москве на премьеру "Золотопромышленников" в театре Ф. А. Корша собрался полный зрительный зал. Но уже второй спектакль, 21 декабря 1887 года, не сделал полного сбора, и Владимир Мамин, присутствовавший на этом спектакле, в письме от 22 декабря давал брату такой отчет: "Сначала я думал, что, говоря философским языком, мне, пожалуй, придётся предаться самосозерцанию, за отсутствием других зрителей. Но потом публики набралось всё-таки порядочно". Владимир Наркисович объяснил малое количество зрителей близостью рождественских праздников, но и последующие спектакли не увеличили количества посетителей. Пьеса в Москве прошла менее десяти раз, а затем была снята с репертуара, хотя в спектакле были заняты такие талантливые актеры, как Давыдов, Глама-Мещерская, Градов-Соколов, Красовская.

    "Успех был средний. "Московские ведомости" разругали пьесу, "Новости дня" сказали, что пьеса и имела успех, но она не сценична, а "Русские ведомости" три дня молчали и, наконец, сегодня передали содержание "Золотопромышленников" с одним только замечанием, что не мешает сократить некоторые длиноты, и тогда дело будет лучше. Очевидно, господа из "Русских ведомостей" с внимательной предупредительностью ждут, что будет дальше…"

    В "Книге учёта гонораров членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов" зафиксировано, что пьесу ставили: в Смоленском театре (12 ноября 1887 г.), в Бийске (8 января 1888 г.), в Иркутске (10 января 1888 г.), в Симбирске (14 февраля 1888 г.), в Пензе (20 октября 1888 г.), в Казани (?).

    На этом и закончилась сценическая история "Золотопромышленников" до революции 1917 года.

    В конце 1880-90 гг. в Екатеринбурге гастролировал провинциальный театр П. М. Медведева, известного на Урале и в столицах антрепренера. Постоянным посетителем его спектаклей был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

    Еще в октябре 1877 г. он опубликовал свою пьесу "Золотопромышленники", спектакли по которой поставили несколько театров России. Писатель подружился с артистами, в числе которых была его будущая жена и мать Аленушки Мария Морицевна Абрамова, урожденная Гейнрих.

    отражение в ряде беллетристических произведений писателя.

    В конце 1950-х гг. на Свердловской киностудии режиссером И. Правовым был снят фильм "Во власти золота" по произведениям Д. Мамина-Сибиряка, где главные роли исполнили И. Кмит, И. Переверзев, В. Чекмарев. Построение сцен, статичность антуража больше напоминают экранизированную версию спектакля. Опять же театр! А в основу сюжета авторами сценария Ю. Хазановичем и И. Правовым были взяты пьеса "Золотопромышленники", роман "Дикое счастье", рассказ "Золотуха".

    Долгие годы произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка не ставились на русской и советской сцене. И только в связи с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения писателя Свердловский театр драмы осуществил в 1951 году постановку инсценировки романа "Приваловские миллионы", написанной режиссером спектакля Е. Брилем. А в 1954 году были показаны "Золотопромышленники" в постановке Б. В. Эрина и оформлении художника М. С. Улановского. Это был дебют пьесы в советское время! Спектакль заслуженно пользовался успехом у свердловского зрителя. Успешно прошла эта пьеса и в других театрах Урала: Серовском (1956 г., режиссеры А. Н. Мершиц и Г. В. Рохгендлер), Курганском (1957 г., режиссер В. В. Истомин-Костровский), в Нижнетагильском драматическом театре (1962 г.)

    13 мая 1962 года в газете "Тагильский рабочий" была напечатана статья Н. Медведевой "Золотопромышленники", в которой подробно анализировался спектакль режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. Г. Гронского. "Общество, в котором главная ценность – деньги, золото, никогда не считалось с человеком. Женщины в этом обществе – предмет купли и продажи… Персональную революцию свершает Анисья Тихоновна – главная героиня драмы. Она в какой-то степени сродни Катерине ("Гроза" А. Н. Островского)".

    31 июля 1963 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 937 Нижнетагильскому драматическому театру было присвоено имя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Десять спектаклей по произведениям уральского писателя поставлено на тагильской сцене за эти годы.

    "Дикое счастье" – пьеса по мотивам произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, которую создал по заказу театра современный драматург Олег Богаев. Авторский коллектив спектакля – режиссер Валерий Пашнин, исполнитель главной роли Игорь Булыгин, сценограф Александр Кузнецов и композитор Вадим Шосман – был удостоен премии губернатора Свердловской области.

    Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка звучат актуально и сегодня. Социальные проблемы, злободневные в позапрошлом веке, волей-неволей вызывают ассоциации с нашим временем.

    В журнале "Урал" (№ 2, 2006 год) опубликована статья доктора исторических наук Ларисы Владимировны Сапоговской "Золотопромышленники Мамина Сибиряка: литературные персонажи и исторические типы". Автор пишет, что "образы, выведенные в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка, представляются правдивыми и репрезентативными в силу глубокого проникновения – знакомства и изучения, публицистического освоения и художественного осмысления современных писателю реалий. Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка для изучающих историю золотопромышленности Урала являются ценнейшим источником. В них воистину можно найти небывалые "самородки" образов и символов, "россыпи" поразительных, не просто точных, но эвристичных деталей и фактов, богатые "жилки" сюжетов и заветные глубинные "пласты" смыслов".

    В. Дацкевич, главный библиограф краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" 

    "Тагильский вариант" №34(217) от 01.10.2015; №41(224) от 19.11.2015.

    Раздел сайта: